Обеспечение К., лица из числа детей-сирот, жильем Уполномоченный по правам человека в Чувашской Республике держит на контроле
В адрес Уполномоченного по правам человека в Чувашской Республике поступило письменное обращение гражданина К., находящего в местах лишения свободы, об оказании помощи в получении им жилья как лицом из числа детей-сирот.
В своем обращении К. указал, что в 2005 году в пожаре погибли его родители, и он в возрасте 16 лет остался сиротой без жилья, обращался в органы опеки и попечительства, где сообщили, что на учете в качестве сироты, нуждающегося в улучшении жилищных условий, он не стоит.
После изучения материалов обращения аппаратом Уполномоченного по правам человека в Чувашской Республике данное обращение было взято Уполномоченным на личный контроль. В ходе работы с данным обращением запрошена информация из администрации города Чебоксары Чувашской Республики, министерства образования Чувашской Республики.
Согласно полученной из министерства образования информации муниципальные и городские округа Чувашской Республики сведениями о заявителе не располагают. Администрации города также сообщила, что информация и документы в отношении К. отсутствуют.
После этого Уполномоченный по правам человека в Чувашской Республике обратился лично к прокурору Чувашской Республике с ходатайством о проведении проверочных мероприятий по факту отсутствия учета К. как ребенка-сироты, не включения его в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Одновременно Уполномоченный по правам человека в Чувашской Республике встретился с заявителем К. в исправительной колонии, где он отбывал наказание, для целей получения от него дополнительной информации. Оперативно полученные от К. документы были представлены прокуратуре.
В ходе организованной проверки по обращению К. установлено, что оба родителя К. погибли в 2005 году, на указанную дату заявителю было 16 лет, какое-либо жилое помещение за К. органами местного самоуправления не закреплялось. В то же время, ребенок органом опеки и попечительства по месту жительства не выявлен, на учет в качестве сироты, нуждающегося в улучшении жилищных условий, не поставлен. В этой связи прокуратурой района г.Чебоксары главе администрации района было внесено представление. Также К. было оказано содействие в обращении в администрацию района с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, которое было подано.
Позднее Уполномоченный по правам человека в Чувашской Республике запросил информацию у прокуратуры республики о результатах рассмотрения их представления и заявления К.
По полученной информации прокуратуры Чувашской Республики в связи с отказом в удовлетворении требований прокуратуры района г.Чебоксары по представлению в адрес главы администрации района, прокуратурой района в районный суд г.Чебоксары направлено исковое заявление об обязании администрации района включить К. в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, судебное заседание назначено.
К настоящему времени установлено, что решением районного суда г.Чебоксары исковое заявление прокурора района г.Чебоксары в интересах К. удовлетворено в полном объеме. Апелляционным определение Верховного Суда Чувашской Республики от августа 2024 года апелляционная жалоба администрации г.Чебоксары оставлена без удовлетворения, а решение суда районного суда – без изменений. На основании вышеуказанного решения районным судом г.Чебоксары выдан исполнительный лист. Специализированным отделением судебных приставов по Чувашской Республике ГМУ ФССП в сентябре 2024 года возбуждено исполнительное производство.
Определением районного суда г.Чебоксары от сентября 2024 года администрации г.Чебоксары отказано в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения районного суда г.Чебоксары и в октябре 2024 года должнику направлено требование об исполнении решения суда в срок до января 2025 года.
Исполнение указанного решения находится на контроле Уполномоченного по правам человека в Чувашской Республике Сергея Самостюка.